Строительство дорог — одна из основных областей использования щебня. Природный материал образуется путем дробления скальных горных пород, его производство развито по всему миру.
Для добычи щебня дробят крупные куски горных пород, а затем осуществляют рассев продуктов дробления.
Доля России в мировом объеме производства щебня составляет 5% — приблизительно 150 млн кубометров в год. Из них 70 млн кубометров используются в строительстве дорог.
К качеству щебня применяются особенно строгие требования: он выполняет ключевую функцию в составе дорожного полотна и применяется для устройства верхних слоев. В первую очередь, стройматериал должен быть устойчив к любым погодным условиям — от мороза до палящего солнца, а также к механическому истиранию от движения транспорта.
Чтобы сделать правильный выбор, важно разбираться в особенностях и видах этого материала.
Основная классификация
Материал делят на 4 категории по размеру фракций:
- 0–10 мм. Самая мелкая фракция, используется для изготовления бетонной смеси и асфальта.
- 5–20 мм. Аналогично используется для изготовления бетона и асфальта, а также для железобетонных конструкций.
- 20–40 мм. Универсальный размер, применяется для железобетонных конструкций и при возведении фундамента.
- 40–70 мм. Самая крупная фракция, используется для устройства железнодорожных насыпей, трамвайных линий и автомобильных дорог.
Дорожный щебень
Непосредственно для строительства дорог используются два вида стройматериала:
- рыхлые горные и осадочные скальные породы — для верхних слоев дорожного полотна;
- магматические и метаморфические горные породы — для нижних слоев.
Гранитный
Этот материал один из самых износостойких и долговечных. Его морозостойкость — F-400, марка по прочности — 1400, содержание зерен слабых пород — 0,2–3,5 %. Мелкие фракции (5–10 мм) используются в качестве заполнителя для высокомарочного бетона. Более крупные применяются для ремонта железнодорожных и трамвайных путей.
Известковый
Характеризуется превосходной устойчивостью к перепадам температур. Обладает меньшей прочностью, чем гранитный, однако отлично подходит в качестве подушки под асфальт, бетон или плотный грунт.
Насыпная плотность известкового стройматериала составляет 1300 кг/м3, влажность — 3–4 %, водопоглощение — 2,5 %, пористость — 5,4–7,3 %, пустотность — 48,1–50,8 %.
Примечательно, что известняк выдерживает до 100 циклов замерзания и оттаивания, сохраняя прочность и другие свойства.
Кубовидный
Материал часто называют щебнем будущего. Содержание зерен лещадной и игловатой формы в нем составляет менее 15 %.
Кубовидный щебень значительно прочнее других и он реже трескается. Его применение увеличивает долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий в 2–3 раза. Материал увеличивает морозостойкость дорог и заметно продлевает их срок службы. Это происходит за счет роста коэффициента уплотняемости асфальтобетонной смеси.
Укладывать смесь на основе такого материала значительно проще: требуется лишь два прохода катка вместо традиционных десяти. В среднем процесс становится быстрее на 70 %.
О чем важно помнить
Перед покупкой учитывайте уровень радиоактивности материала. Этот показатель обязательно должен быть подтвержден санитарно-эпидемиологическими заключениями и специальными сертификатами.
Чаще всего в дорожном строительстве используется гранитный щебень II класса радиоактивности (показатель от 370 до 740 Бк/кг).